У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. В качестве источников могли использоваться: указание на особенности характера или внешности человека, название национальности или местности, выходцем из которой был человек. В большинстве случаев прозвища, изначально присоединявшиеся к крестильным именам, полностью вытесняли имена не только в повседневной жизни, но и в официальных документах.
Фамилия Квакин образована от прозвища Квака, в основе которого лежит аналогичное нарицательное. В старину такое прозвище обычно родители давали плаксивому ребенку.
Не исключено также, что в основу прозвище могло лечь название болотной птицы "квак" ("квакша") или лягушки "квака". Следует отметить, что до введения на Руси христианства наречение ребёнка прозвищем, представляющим собой название животного или растения, было очень распространённой традицией. Это соответствовало языческим представлениям человека о мире. Древнерусский человек, живший по законам природы, сам представлял себя частью природы. Давая младенцу такое имя, как Квака, родители хотели, чтобы природа воспринимала ребёнка как своего, чтобы к нему перешли те полезные качества, которыми наделён избранный представитель животного мира.
По славянским представлениям, лягушки – обращенные люди. Происхождение их, в частности, связывают с людьми, утонувшими во время всемирного потопа. Рождение детей в польском Поморье объясняют тем, что аист бросает в печную трубу лягушек, которые, пройдя через дымоход, приобретают человеческий облик; у лужичан – тем, что лягушки достают из воды маленьких детей. Квака, со временем получил фамилию Квакин. |